Как казахи Техас покоряют

Елешева, Гульжан М. Как казахи Техас покоряют // Прикаспийская коммуна. – 9 июня, 2017. – Режим доступа: https://pricom.kz, свободный.

Гани родился в семье нефтяников, из Доссора. В школу он пошел в Алматы, к тому времени его родители решили переехать в южную столицу. Но все каникулы мальчишка проводил в Атырау и Доссоре среди близких родственников – деда с бабушкой, тетей и дядей, братьев и сестер. А, как известно, все счастливые воспоминания связаны с беззаботным детством, поэтому Гани – наш парень. С 5 по 8 классы Гани учился в американской школе, так как отец обучался в Бостонском университете. Далее наш герой успешно окончил школу с национальным обучением в Алматы. После школы в 17 лет Гани едет в США и поступает в нефтяной университет «Texas A&M University». Надо отметить, престижный университет находился в тройке лучших учебных заведений США (Пояснение: Лучший вуз по нефте-газу в США на год поступления. Добавил: Сагингалиев Г.А.). За хорошую учебу уже после 1 курса Гани удостоился университетской стипендии, а завершил учебу с отличием. Сразу после учебы по приглашению корпорации «Шеврон» он отправляется на работу в штат Луизиана, где компания занималась нефтедобычей в Мексиканском заливе. Добавим, что приглашению предшествовал большой конкурс – 80 претендентов на 3 места. «Шеврон» не берет выпускников без наличия годичной практики у себя. У Гани в этом отношении было все нормально. После 1 и 2 курсов практику он проходил в ТШО (Атырау), после 3 курса – в Абердине, после 4 курса – непосредственно в Мексиканском заливе. К тому же компания предоставила ему высокую стипендию, как своему потенциальному кадру.

Гани начинает работу в качестве инженера-разработчика компании в Мексиканском заливе на месторождении, где работа осложнялась глубиной залежей – 1,2 – 2 км (Пояснение: Глубина воды 1,2 – 2 км. Добавил: Сагингалиев Г.А.). Руководство доверило 22-летнему молодому специалисту вместе с геологом реализовать разработку с бурением скважины стоимостью 100 млн. долларов и не ошиблось – был открыт новый блок месторождения «Западное крыло» с залежами нефти в 700 млн. баррелей! После этого Гани с геологом разработали и открыли еще одно богатое месторождение с запасом нефти в два раза больше – 1,4 млрд. баррелей. Открытия с участием Гани позже стали одним из самых больших капиталовложений компании. Логически верно, что после этого карьера нашего героя пошла вверх: ему предлагают работу инженера по добыче. На него возлагается курирование трех месторождении восточного Мексиканского залива. Здесь Гани проработал 1,5 года, далее дошел до должности советника генерального менеджера компании «Шеврон» по нефтедобыче всего Мексиканского залива.

– Должность советника предполагала большой объем работ, я помогал генеральному менеджеру по всем вопросам, приходилось самому строить бюджет компании, распределять средства в более 1 млрд. долларов США. Все вопросы по добыче входили в мою компетенцию. Работа была захватывающая, мне было очень интересно, я жил этой работой! – рассказывает Гани.

Большой опыт в маленькой компании

Гани не хотел ничего менять, он был счастлив работой, но судьба распорядилась иначе. К нему обращается известный нефтяной магнат из Луизианы с предложением поработать в его компании в качестве главного инженера по разработке.

– Я решил принять предложение, поработать в маленькой компании тоже интересно. В 2012 году перешел туда работать. Как оказалась, маленькая контора работает нестабильно и имеет много проблем. А мне это и было нужно, предстоял большой фронт работ для выправления ситуации, и я взялся за это с удовольствием. Через некоторое время я начал исполнять обязанности вице-президента компании, что возлагало много ответственности. В общем, за год мы смогли выравнять ситуацию в компании полностью. В конце 2013 года я предложил руководству компании добывать сланцевую нефть. Предложение было поддержано. Мне был выдан бюджет на разработку новой структуры компании. Для начала подобрал команду из 4 человек. В США конкуренция в нефтяной сфере огромная, нужно было думать креативно. Мы решили скупать участки под недропользование в западной части Техаса. Это тоже большая работа – искали участки, торговались, предлагали больше конкурентов, в итоге в 2014 году у нас было 5 тыс. акров земли. В 2015 году привлек на работу знакомых земляков. Один из них с «Эксон Мобил», закончил University of Texas. Другой парень из Талдыкоргана, закончил политтех в Алматы, потом учился в США, вышел на него через университетских знакомых. Оба они нефтяники в первом поколении. Мы провели очень успешную сделку с компанией «Devon Energy», которая отдала свои участки разработки, – рассказывает Гани.

Гани Сагингалиев (второй слева) с командой «Manti» в Хьюстонском офисе

Несмотря на то, что цены на нефть весь 2016 год падали, команда Г. Сагингалиева продолжала работать и получать прибыль. Рентабельность скважин составляла 19-20 долларов за 1 баррель сланцевой нефти. Секрет успеха маленькой нефтяной компании со штатом 20 человек заключался в его мобильности.

– К тому времени я полностью возглавил компанию в Хьюстоне, нанявший меня нефтяник отошел от дел и стал председателем совета директоров компании. Масштабным достижением нашей компании можно назвать тот факт, что поступило предложение о продаже части активов от нефтяной компании США «Noble Energy». За половину активов нам предложили 300 млн. долларов, – продолжает свое повествование Гани.

Сланцевая нефть дороже

 – Расскажи, чем отличается нашумевшая в свое время сланцевая нефть от обычной?

– Это такая же нефть по составу, но проницаемость породы нулевая, поэтому чтобы добывать нефть, нужно породы разрывать гидроразрывами, это примерно как стекло разбивают, порода достаточно хрупкая. Для добычи сланцевой нефти применяется горизонтальный метод бурения, во всех остальных случаях, как известно, применяется вертикальная добыча. Горизонтально закачивают мультистадийными гидроразрывами (50+ стадиями), длина горизонтального ствола достигает 3 км.

– Сколько стоит добыча сланцевой нефти по сравнению с традиционной?

– Традиционные методы имеют тенденцию быть более экономичными, чем нетрадиционные методы. Однако при огромном объеме нетрадиционные ресурсы более предсказуемы, таким образом, превращаются в фабрику по добыче, что обусловлено быстрым оборотом и эффективностью.

– Как же может быть выгодно добывать сланцевую нефть при высокой стоимости?

– Дело в том, что в США больших традиционных залежей углеводородного сырья не осталось. Поэтому компании переходят на добычу сланцевой нефти. Но в отличие от Казахстана, здесь добывать сланцевую нефть не сложно из-за развитой инфраструктуры, все трубопроводы для нефти, газа, воды доступны. Сегодня все меняется очень быстро, происходит колоссальный технологический прогресс.

– Каков объем добычи компании?

– 700 тонн в сутки.

Казахстану нужна разведка

 – Ты уже достаточно опытный специалист в нефтяной сфере. Как ты оцениваешь ситуацию с нефтедобычей в Казахстане? Что думаешь про запуск проекта Кашаган?

– Думаю, надо вкладываться в разведку новых месторождений, как мне известно, масштабная поисковая разведка приостановлена в конце 80-х годов прошлого столетия. Давно открытые месторождения исчерпали запасы. Считаю, что на территории страны существует большой потенциал по месторождениям нефти, еще, думаю, надо поискать газ. Морской проект на Кашагане оказался очень дорогим из-за отсутствия развитой инфраструктуры в том числе. Такой проект в США обошелся бы гораздо дешевле. Еще в проекте задействовано много партнеров, нет четкого лидерства, это тоже сыграло отрицательную роль и затянуло запуск проекта.

– А экологическая сторона вопроса?

– Риски влияния на экологию неизбежны, так как на Кашагане большая концентрация ядовитых газов. В то же время реализация проекта важна для страны, поэтому все ждали его запуска. Хорошо, что он все-таки заработал.

Голосовал за Трампа!

– А каково жить в Америке, расскажи об американцах. Кстати, за кого ты голосовал на президентских выборах?

– Америка – это своеобразная страна со своей устоявшейся культурой, ценностями. Американцы в основном доброжелательные, отзывчивые люди, они гостеприимны так же, как и мы. Я живу здесь уже 15 лет, поэтому перенял многое, поведение, привычки американцев. Думаю, любой человек, оказавшись в другой стране, со временем перенимает местные привычки, поведение и т.д. Живут же в Алматы или Атырау американцы, так же и я. Мне здесь комфортно. Но жизнь здесь дорогая, но и возможности заработать есть. По поводу выборов. Штат Техас является оплотом партии республиканцев, и большинство техасцев голосовало за него. Его победа нас обрадовала. Нас также очень порадовало, что Трамп назначил на пост государственного секретаря бывшего руководителя «Эксон Мобил». Нефтяники рулят! Если говорить о личности Трампа, то мы, конечно, понимали, что он непредсказуемый человек. Но в Америке действия президента балансируются конгрессом и судами. К примеру, Трамп вынес указ о запрете на въезд жителей из 7 стран, но суд отменил его. Поэтому есть уверенность, что все будет нормально.

– Тебе 32 года, не думаешь семью заводить? Впрочем, понимаю, при такой интересной работе на личную жизнь времени нет…

– Да, нужно, но не хватает времени. Семья в разработке…