Неутомимый труженик

Чердабаев, Равиль Т. Неутомимый труженик // Казахстанский аналитический журнал о нефти и газе. – Декабрь 2018. #6 (114) – С. 60-65.

В государстве, как правило, бывают отрасли, занимающие доминирующую позицию в ее развитии.

В западных областях нашей страны с начала ХХ века были открыты значительные запасы углеводородного сырья. Ускоренная разработка месторождений нефти и газа, особенно за годы независимости Казахстана, позволили превратить нефтегазовую отрасль в локомотив экономики страны.

Открытые и начатые разрабатываться гигантские месторождения были очень кстати для привлечения иностранных инвестиций с первых лет независимости страны, которые оказали существенное положительное влияние на ускоренное развитие экономики государства в целом и нефтегазовой отрасли в частности.

Каждое поколение вносит свою лепту в становление нашего государства, среди которых особо выделяются командиры производства, ведущие коллектив к достижению новых и новых высот в труде. Молодое поколение должно знать жизнь этих замечательных людей. К этой категории соотечественников относится и ветеран-нефтяник, лауреат Государственной премии РК Б.С. Сагингалиев, всю свою сознательную жизнь посвятивший развитию нефтегазовой отрасли.

Сагингалиев Булекбай Сагингалиевич родился в 1927 году в пос. Доссор Макатского района Гурьевской (ныне Атырауской) области. В 1951 году окончил Московский нефтяной институт имени академика И.М. Губкина по специальности «горный инженер».

Трудовую деятельность начал в 1944 году ревизором-контролёром отдела рабочего снабжения треста «Казнефтеразведка». После окончания института работает помощником мастера, мастером по добыче нефти, начальником газового промысла, главным инженером нефтепромыслового управления «Кошкар», «Доссор», «Макат» и «Каратон», начальником отдела объединения «Казахстаннефть». В 1960 году назначается начальником отдела нефтяной и газовой промышленности Совета Народного Хозяйства КазССР. С 1963 по 1969 годы занимает должность заместителя заведующего отделом тяжелой промышленности ЦК компартии Казахстана.

В 1969 году Булекбай Сагингалиевич становится заместителем начальника объединения «Казахстаннефть», и в 1971 году утверждается генеральным директором объединения «Эмбанефть». На этой должности он работает в течение 15 лет.

Наше более тесное общение продолжилось, когда летом 1970 года я был избран первым секретарем Гурьевского обкома комсомола, а Сагингалиев Б.С. работал в объединении «Казахстаннефть», центральный офис которого находился в г. Гурьев.

Ранее я знал о нем из прессы, а также неоднократно встречался на заводе, где я работал, но более подробно как о земляке, мне рассказывали мои родители, которые жили в пос. Доссор, как и предки Булекбая Сагингалиевича, и общались семьями.

Мой отец Тажигара Алдонгарович и его четверо братьев с начала промышленного освоения месторождения Доссор (1911 г.) начинали свою трудовую деятельность в компании «Братьев Нобель», где работал и отец Булекбая Сагингалиевича – Сагингали.

Помню, еще в конце окончания школы мои родители говорили мне о том, что сын Сагингалия Булекбай учился в Московском нефтяном институте, а сейчас работает большим начальником, вот с кого надо брать пример.

Сагингалиев Б.С. активно продолжил развитие нефтяной Эмбы после вступления в должность генерального директора объединения «Эмбанефть». Видимо, анализ состояния нефтяной Эмбы, проведенный Булекбаем Сагингалиевичем, был не в пользу привлечения больших средств на ее возрождение, т.е. считался бесперспективным.

Открытые надсолевые нефтяные месторождения исчерпали свои возможности и шёл процесс ежегодного уменьшения добычи нефти, а на разведку новых месторождений союзным министерствам не было веских аргументов. Приоритетными для направления материальных и финансовых средств были Западная Сибирь, а также Мангышлакский регион, где, согласно принятому постановлению ЦК КПСС и правительства СССР, создавался крупный топливно-энергетический комплекс.

Из сложившейся ситуации был один выход – убедить вышестоящие хозяйственные, партийно-советские органы в необходимости вкладывать средства в геологоразведочные исследования глубинных подсолевых структур. Открытие крупных залежей нефти дало бы возможность резко улучшить социально-экономическое развитие края.

Исследования высокоперспективных подсолевых отложений в районе Южной Эмбы получили развитие с начала 70-х годов по инициативе «Эмбанефть».

В 1971 году в Атырау на слете ведущих нефтяников-геологов Советского Союза обсуждалась дальнейшая судьба Эмбинского региона. Выдвигались предложения относительно ресурсов, находящихся на глубине 4-5 тыс. м под отложениями солей, тогда как ранние работы по бурению и добыче осуществлялись с поверхностной коры земли.

В августе 1971 года министр нефтяной промышленности СССР В.Д. Шашин подписал приказ «О мерах по усилению геологоразведочных работ и развитию нефтяной и газовой промышленности в западных областях Казахстана». Недостаточная геологическая изученность, отсутствие фонда подготовленных структур и чрезвычайно сложные горно-геологические условия потребовали привлечения сюда значительных научных и производственных сил, а также повышения технического уровня работ.

Всего в геологическом изучении, решении сложных технологических, технических и организационных задач за период поисков, разведки и оценки запасов принимало участие свыше 20 научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных организаций СССР, в т.ч. такие, как Институт геологии Национальной академии наук РК, институт ИГиРГИ, КазНИГРИ, геофизические тресты «Саратовнефтегеофизика», «Эмбанефтегеофизика» и др. В Прикаспийской впадине, в её восточной части поиски надсолевой нефти сменились изучением подсолевых отложений.

Систематические и направленные геолого-геофизические исследования принесли много совершенно новых и весьма ценных данных о строении докунгурских отложений Прикаспийской впадины. Эти многочисленные геолого-геофизические данные позволили составить новые гравиметрические, магнитные схемы, а также ряд структурных схем фундамента и поверхности подсолевого комплекса впадины.

Детальные сейсмические работы с целью подготовки подсолевых структур к поисково-разведочному бурению проводились, в основном, на юге, в приморской зоне. Это было связано с тем, что подсолевые отложения здесь залегают на более доступных для бурения глубинах (4000-5000 м). В результате этих работ было подготовлено всего 12 перспективных структур, среди которых было и Тенгизское поднятие (1975 г.).

В 1975 году объединение «Эмбанефть» совместно с институтом ИГиРГИ обосновали заложение на подсолевую структуру Тенгиз профиля из трех поисковых скважин под номерами 1, 2 и 3 на расстоянии порядка 10 км друг от друга. В 1976 году руководство объединения «Эмбанефть», казахстанские ученые, геологи и геофизики, поехали в Москву к министру нефтяной промышленности СССР Ерофееву, чтобы доказать перспективность месторождения. На совещании с министром присутствовало много академиков, докторов наук и профессоров из различных научно-исследовательских институтов Москвы и Ленинграда, которые усомнились в том, что на глубине 4000‑5000 м может быть нефть. «А если есть, то это конденсат или газ», – говорили они. Однако после двухдневной дискуссии казахстанским нефтяникам удалось убедить всех, что нефть на Тенгизе есть!

В мае 1976 года было получено разрешение на бурение трех скважин, а в июле заложена первая поисковая скважина, которая вскрыла подсолевые отложения на глубине 3950 м и на отметке 4050 м вошла в размытые нефтенасыщенные породы нижнего карбонатного пласта с интенсивными нефтепроявлениями.

Для испытаний было необходимо соответствующее антикоррозийное оборудование. К тому времени в СССР не существовало ни одного подобного нефтяного месторождения, а значит, и опыта в этой области. Казахстанские нефтяники были первыми, кто добывал углеводороды с такой глубины, из подсолевых отложений.  В короткие сроки, с учетом имеющегося отечественного оборудования, была разработана схема опробования, позволяющая провести хотя бы кратковременное испытание.

При проведении испытаний по этой схеме в декабре 1979 года был получен фонтанный приток нефти с дебитом 475 куб. м в сутки, и по характеру испытания стало ясно, что здесь выявлено очень крупное скопление нефти и растворенного газа, что, по существу, и явилось фактическим открытием месторождения Тенгиз1. Открытие подсолевой нефти на Тенгизе в два раза увеличило объемы разведанных запасов углеводородов в Казахстане.

За 1981‑1982 годы на Тенгизе было пробурено 52,3 тыс. погонных метров поисково-разведочных скважин. В 1982 году удалось провести оперативный подсчет запасов нефти. В том же году поисково-разведочным бурением в 20 км к северо-востоку от Тенгиза было открыто нефтяное месторождение Королевское.

Для приема на баланс и дальнейшего обслуживания пробуренных скважин на месторождении Тенгиз на базе НГДУ «Прорванефть», в июне 1983 года было создано НГДУ «Тенгизнефть», первым начальником которого был назначен Елеманов Б. Д. Всего до создания в апреле 1993 года на месторождении Тенгиз казахстанско-американского совместного предприятия «Тенгизшевройл» было пробурено 100 скважин с объемом бурения 421000 погонных метров.

Б. С. Сагингалиев, как профессионал, зная, что гигантское месторождение Тенгиз – крупнейший проект ХХ века, стойко, без колебания бился до конца, являясь примером веры в победу, и добился этого.

И только в 1986 году Государственная комиссия СССР по запасам официально определила начальные балансовые запасы «черного золота» Тенгиза в 2 млрд 648 млн тонн, а начальные извлекаемые – в 943 млн тонн. Масштабы месторождения превысили все прогнозы. Так началась история Тенгиза – «нефтяного гиганта» Казахстана.

Наверное, уместно напомнить об уникальном, если не единственном на планете случае, произошедшем на Тенгизе. В ночь на 24 июня 1985 года на скважине № 37 Тенгизского месторождения, когда бурильное долото на глубине 4467 метров вошло всего на 5 метров в продуктивный пласт, желтоватый фонтан с острым запахом серы пронзил буровую установку до самой вершины.

400 суток не прекращался пожар высотой более 200 метров, словно оповещая мир о наличии своих неистощимых запасов нефти и газа, привлекая к региону внимание всемирно известных нефтяных компаний.

Много просчётов в работе Министерства нефтяной промышленности союза ССР и ее подразделений выявлено в деле освоения глубоких подсолевых структур на нефть и газ с высокими давлениями, температурой и содержанием опасных для окружающей среды компонентов. Сагингалиев круглые сутки, все эти долгие тревожные и очень опасные дни со своим штабом руководил объединением, находясь недалеко от факела № 37 скважины, пока не покорили стихию.

Сагингалиев Б. С. активно продолжал развитие нефтяной Эмбы. Его инициативы была поддержаны Министерством нефтяной промышленности СССР, и за очень короткое время были в составе объединения созданы управление «Эмбанефтьгеофизика», предприятие Балыкшинского разведочного бурения, несколько строймонтажных управлений. Широкомасштабные геологоразведочные и геофизические работы дали свои результаты. Были открыты около двух десятков месторождений нефти и газа, среди которых Тенгиз, Королевское, Досмухамбетовское.

Благодаря усилению темпов внедрения достижений научно-технического прогресса в производственный процесс, ощутимо стали возрастать объемы добычи нефти и производственные достижения. Объединение «Эмбанефть», его подразделения, а также члены коллектива неоднократно выходили победителями всесоюзного социалистического соревнования, по итогам которого за высокие показатели производства награждались переходящими красными знаменами и орденами СССР и Республики.

Наряду с расширением производственных баз, ускоренно начали застраиваться объектами соцкультбыта микрорайоны города Гурьев и населенные пункты нефтяников области. Для подготовки специалистов-нефтяников были открыты учебные комбинаты. За счет производства с оплатой стипендии обучалась молодежь в учебных заведениях Республики, а также престижных вузах СССР.

За счет средств нефтяников при поддержке Сагингалиева Б. С. Был построен главный учебный корпус Института нефти и газа в Атырау, что сыграло важную роль при открытии этого учебного заведения. В результате за 38 лет было подготовлено более 30 тысяч специалистов-нефтяников с высшим образованием. Сагингалиев Б. С. придавал большое значение подготовке руководящего состава нефтяников, которые работают ныне на различных должностях в нефтяной промышленности Казахстана и за его пределами.

С 1987 г. Б. С. Сагингалиев работал начальником отдела нефти и газа Госплана КазССР, гендиректором НПО «Казнефтебитум», президентом АО «НПЦ Мунай», гендиректором ТОО «Жаксимай». С 2000 года находился на пенсии.

С 1977 по 1987 годы я работал первым секретарем Гурьевского (Атырауского) горкома партии. Все эти годы мы с Б. С. Сагингалиевым были членами бюро и членами обкома партии, депутатами областного и Верховного Совета, входили в состав ЦК компартии Казахстана. Он избирался делегатом XIV‑XVI съездов компартии Казахстана и XXVI съезда ЦК КПСС.

Булекбай Сагингалиевич являлся истинным патриотом Отечества, преданным делу, честным, порядочным человеком и хорошим семьянином. Он был очень принципиальным, на бюро обкома или пленумах областного комитета, ЦК компартии Казахстана смело высказывал свою позицию, критиковал чиновников, невзирая на должности. Упорно добивался поставленных целей, о чем красноречиво говорят те приказы союзного министерства, постановления ЦК КПСС и правительства СССР, принятые по социально-экономическому развитию Прикаспия.

В 1988 г. коллегия Министерства геологии СССР наградила Б. С. Сагингалиева нагрудным знаком и дипломом «Первооткрыватель месторождения Тенгиз». В 1995 г. группе нефтяников во главе с Б. С. Сагингалиевым за открытие гигантского месторождения Тенгиз присвоено звание «Лауреат Государственной премии Республики Казахстан». За плодотворную работу и развитие нефтегазовой отрасли он был награжден тремя орденами «Трудового Красного знамени», «Октябрьской революции», многими медалями СССР и грамотами Верховного Совета КазССР.

Булекбаю Сагингалиевичу было присвоено звание «Почетный нефтяник СССР», «Заслуженный нефтяник Казахстана».

Супруга Булекбая Сагингалиевича Хадиша Хаировна, скромная, умная и интеллигентная, учитель казахского языка и литературы, являлась мудрой опорой в нелегком его труде. Они воспитали двух сыновей: Аскара и Мухтара, которые продолжили дело отца, став нефтяниками-геологами.

В 2009 г. после продолжительной болезни перестало биться сердце неутомимого труженика – Булекбая Сагингалиевича Сагингалиева. Нет сомнения в том, что память о нем сохранится у поколений.

1 Борис Чердабаев «Тенгиз – нефтяной гигант. Летопись успеха». 2018.


Об авторе: Об авторе. Равиль Тажигариевич Чердабаев родился 26 мая 1940 года в поселке Доссор, Макатского района, Атырауской области. Нефтяник, государственный и общественный деятель. Первый Министр нефтяной и газовой промышленности независимой Республики Казахстан (1994 год), аким Атырауской области (1994-1999), чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Украине и в Республике Молдова (1999-2003), посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Республики Казахстан и специальный Представитель Казахстана на международных переговорах по вопросам правового статуса Каспийского моря (2003-2004), и депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан (2004-2007).