Общественный фонд «Бұрғышы-72». Первопроходец // Прикаспийская коммуна. – 22 декабря, 2023. – С. 19.
Тенгизское месторождение – самый первый крупный инвестиционный проект Казахстана, который во многом определил дальнейшую его судьбу, и в частности, благодаря которому наша страна имеет мировую известность. В 2024 году исполняется 45 лет с момента его открытия. В канун этого знакового события нельзя не вспомнить о тех исторических личностях, чьими усилиями был заложен фундамент успеха нефтяной отрасли независимого Казахстана. И один из них – это наш земляк, орденоносец, заслуженный нефтяник Казахской ССР, лауреат Государственной премии РК Булекбай Сагингалиевич Сагингалиев, первооткрыватель месторождения Тенгиз.
Его имя хорошо известно старшему поколению нефтяников. Уроженец поселка Доссор (что весьма символично, поскольку именно здесь в 1911 году ударил знаменитый доссорский нефтяной фонтан) после окончания в 1951 году Московского нефтяного института, он за девять лет прошел путь от помощника мастера до начальника отдела добычи нефти и газа объединения «Казахстаннефть». Впоследствии – начальник отдела нефтяной и газовой промышленности Совнархоза КазССР, заместитель заведующего отделом тяжелой промышленности Центрального комитета Компартии Казахстана, заместитель начальника объединения «Казахстаннефть» (1969 г.). И, наконец, бессменный и самый яркий руководитель производственного объединения «Эмбанефть» (с 1971 по 1986 гг.), с именем которого связаны крупные вехи открытия месторождений в Северном Прикаспии и начало нефтедобычи на крупнейших площадках.
В ПОИСКАХ ПОДСОЛЕВОЙ НЕФТИ
Стоит отметить, что залежи нефти и газа Прикаспийской впадины длительное время были известны лишь в верхних частях осадочного чехла, в так называемом надсолевом комплексе, где примерная глубина скважины не превышала максимальной отметки в 3000 метров. Хотя еще в 1930-х годах некоторые ученые предполагали, что самая большая нефть может таиться на гигантской глубине, в подсолевых отложениях. Но тогда проверить эту гипотезу не представлялось возможным из-за маломощности и несовершенства буровой техники, поэтому нижние этажи «слоеного пирога» были изучены очень слабо. К бурению первых скважин на подсолевые отложения данной площади приступили лишь в 50-х годах.
16 августа 1971 года был издан приказ Министерства нефтяной промышленности СССР, регламентирующий необходимость усилить геофизические и геологоразведочные работы в Южно-Эмбинском регионе. Во исполнение этого приказа Булекбай Сагингалиев добился в Миннефтепроме распоряжения направить на Эмбу масштабную экспедицию Волгоградского управления буровых работ ПО «Нижневолжскнефть» для разведки подсолевых отложений. В отличие от эмбинцев, у них имелся опыт бурения сверхглубоких скважин (до 6000 метров), в том числе за рубежом.
Первые признаки нефтегазоносности подсолевых отложений в пределах юго-восточного борта Прикаспийской впадины были замечены в ходе поисково-разведочных работ на структурах Тажигали (бурили волгоградцы) и Пустынная (Балыкшинское управление разведочного бурения) в 1973-1974 годах, что в дальнейшем послужило толчком к необходимости «прощупать» площадь, известную теперь всему миру как Тенгиз.
26 июня 1976 года они приступили к бурению первой скважины на своде Тенгизского подсолевого поднятия с проектной глубиной 5500 метров. Соответствующий акт заложения скважины №1 подписал главный геолог ПО «Эмбанефть» Жолдаскали Досмухамбетов. Спустя три года, в 1979-м, бригада из Волгоградского УБР вскрыла подсолевые отложения, а 19 декабря специальная группа «Эмбанефти» совместно с бригадой провела опробование скважины в течение 10 минут. Эта дата является датой открытия месторождения Тенгиз!
«И на основании результатов этого 10-минутного опробования, Сагингалиев сделал доклад на приеме у А.Н. Косыгина, возглавлявшего Совет министров СССР. При этом были представители нефтедобывающих объединений из перспективных регионов со всего Союза. Один из присутствующих, секретарь ЦК КПСС В.Э. Дымшиц впоследствии сказал, что из всех докладчиков выступление гендиректора из Казахстана заслуживает особого внимания. Итогом стало судьбоносное Постановление ЦК КПСС и Совмина №522 от 4 июня 1981 года «О мерах по усилению геологоразведочных работ и развитию нефтяной и газовой промышленности в Западном Казахстане». И в этом неоспоримая заслуга Булекбая Сагингалиевича!» – говорит ветеран-нефтяник, удостоенный высоких государственных наград «Құрмет» и «Парасат», Максот Килыбаев.
После этого Миннефтепром СССР направил на Тенгиз две дополнительные экспедиции – из Жирновского и Арчединского УБР ПО «Нижневолжскнефть». А от «Эмбанефти» бурением занялось Балыкшинское управление разведочного бурения (БУРБ).
Между тем, скважину-первооткрывательницу №1 пришлось временно законсервировать. Такой шаг был вынужденным, поскольку обнаруженная нефть не только залегала в глубинах с аномально высоким пластовым давлением, но и сопровождалась выделением попутного газа с высоким содержанием сероводорода. А это требовало дополнительных испытаний скважины с применением специального оборудования, которое в СССР на тот момент не производили. Позже нужную технику профильное министерство закупило в Канаде, и скважину №1 полноценно испытали в июле-августе 1981 года. Вот тогда точно стало известно, что открыто уникальное месторождение нефти и газа, не имеющее аналогов в мире. Прогнозы ученых-геологов о наличии крупных залежей в подсолевых отложениях Тенгиза подтвердились! И это дало толчок к развороту масштабного поисково-разведочного бурения на огромной площади.
«Западный Казахстан отнесен к району с большими потенциальными возможностями. Разведочные работы последних лет дали новые доказательства перспективности нефтедобычи в Прикаспийской впадине и на Эмбе. Начинается качественно новый этап в развитии нефтяной промышленности на Эмбе и в Западном Казахстане. Освоение в короткий срок подсолевых отложений Тенгиза и других месторождений вырастает в крупную народнохозяйственную задачу», – с удовлетворением констатировал Б. Сагингалиев в своей статье, опубликованной на страницах «Прикаспийской коммуны» в 1981 году.
ФЕНОМЕН САГИНГАЛИЕВА
«В чем феномен Булекбая Сагингалиевича? Благодаря большому практическому опыту работы на нефтепромыслах и широкому кругозору он оказался как нельзя кстати у руля «Эмбанефти». Его мировоззрение сильно отличалось от взглядов окружения. Многим трудно было понять выработанные им подходы к решению задач. Поэтому новому руководителю объединения часто приходилось проводить совещания, которые иной раз длились по 10-12 часов. На них в основном говорил сам Сагингалиев, детально объясняя то или иное свое видение решения проблем. При этом на пути к достижению поставленных целей он не щадил себя и другим не давал пощады, сумев за короткий срок организовать широкий фронт поисково-разведочных работ на всей территории Южно-Эмбинского региона, – рассказывает ветеран-нефтяник, кавалер ордена «Құрмет» Тулеген Байзаков (с 1985 по 1987 гг. – начальник БУРБ). – И я благодарен судьбе, что в начале моей производственной деятельности имел возможность участвовать в его совещаниях, внимать его речам о перспективе нашего региона. Особенно памятны его выездные производственные совещания, где на фоне буровых установок или промысла Боке с таким упоением говорил о подсолевой нефти – мечте своей жизни! – что окружающие, словно завороженные, слушали его и представляли, как будет преображаться наш регион».
Ведь это именно при Булекбае Сагингалиевиче на базе Прорвинской конторы бурения создается в 1971 году знаменитое БУРБ, появляются новые тресты «Эмбанефтегеофизика» и «Эмбанефтестрой», открываются управления технологического транспорта, производственно-технической комплектации и оборудования, а также другие вспомогательные подразделения. В результате так называемый всесоюзный период «застоя» оказался для одного отдельно взятого объединения более чем успешным, которое добилось, в частности, самых высоких показателей по годовому объему добычи нефти (с 2,7 млн тонн в 1970 году до 4,5 млн тонн в 1980 году), а также эксплуатационного и разведочного бурения.
При нем были доказаны, открыты и введены в разработку более пятнадцати новых месторождений, заметно улучшились социально-бытовые условия рабочих, построены тысячи квадратных метров жилья в областном центре и нефтяных поселках. Кроме того, в пригороде на берегу Урала вырос целый поселок Буровиков (ныне п. Акжар).
Б.С. САГИНГАЛИЕВ УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ В 2009 ГОДУ, И МОЖНО ПРИВЕСТИ НЕМАЛО ПРИМЕРОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТОГО ВЫДАЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕКА, НО НАИБОЛЕЕ ЯРКО И КРАТКО ЭТО СДЕЛАЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСПЛАНА СССР Н.К. БАЙБАКОВ ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ НА ТЕНГИЗ В НАЧАЛЕ ЛЕТА 1985 ГОДА. ЗАКРЫВАЯ СОВЕЩАНИЕ, ОН СКАЗАЛ ЕМУ БУКВАЛЬНО СЛЕДУЮЩЕЕ: «ВЫ – НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТ, ФАНАТ СВОЕГО ДЕЛА. ЧЕЛОВЕК, ЛЮБЯЩИЙ СВОЙ НАРОД, СВОЮ ЗЕМЛЮ И ГОРДЯЩИЙСЯ ЕЁ БОГАТСТВАМИ, ДОЛЖЕН БЫТЬ ТАКИМ, КАК ВЫ!»
ДОСТОЙНОМУ ЧЕЛОВЕКУ – ЗАСЛУЖЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
«Поражала его высочайшая работоспособность. В полевых условиях он долгими днями находился с нами на стройплощадке. Бесконечные планерки с проектировщиками, подрядчиками и поставщиками заканчивались далеко за полночь, а рано утром он снова появлялся у скважины. Сжатые сроки, трудные климатические условия, бытовая неустроенность и новизна технических решений вызывали множество проблем, которые надо было разрешить немедленно. Даже мы, молодые его помощники, чувствовали физическую и психологическую усталость.
Но Булекбай Сагингалиевич никогда не опускал руки, а был всегда бодрым, энергичным, деятельным. Сегодня, с высоты прожитых лет, я понимаю – своим поведением Боке показывал нам пример, как обязан вести себя руководитель. Но главной чертой его характера, на мой взгляд, является храбрость и твердость духа в достижении поставленных целей, – вспоминал лауреат Государственной премии Казахстана за открытие Тенгиза Булат Еламанов. – Идет время, Булекбай Сагингалиевич удостоен многих наград и почетных званий. Однако, на мой взгляд, страна не полностью оценила его выдающийся вклад в развитие нефтяного хозяйства. И я уверен, что такое время наступит».
Да, те, кому небезразличен его колоссальный вклад в отечественную нефтяную промышленность, помнят и чтут его. На зданиях, где он жил и работал, есть мемориальные доски в его честь. Его именем назван новый офис отдела разработки компании ТШО на Тенгизе. Но Сагингалиев, единодушно убеждены ветераны-нефтяники из объединения «Эмбанефть» и буровики Общественного фонда «Бұрғышы-72», достоин большего!
«Сейчас в стране происходят позитивные изменения, направленные на создание Нового Казахстана. Конкретные шаги нашего Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева по становлению справедливого государства вселяют надежду и вызывают доверие общества. Так, в свое время заслуги славных сынов казахского народа Шамши Калдаякова и Мухтара Шаханова не нашли должного признания, но благодаря Главе государства в 2022 году их удостоили звания «Еңбек ері». Еще один выдающийся человек – политический деятель, генерал Каирбек Сулейменов тогда же был удостоен звания «Халық Қаһарманы». Думаю, что Булекбай Сагингалиевич, который всю жизнь находился на передовой трудового фронта, тоже достоин высшей правительственной награды», – считает ветеран-нефтяник, кавалер ордена «Құрмет» Ардак Коныскалиев.
АТЫРАУ НУЖЕН ПАРК НЕФТЯНИКОВ
Мнение заслуженных нефтяников разделяют и поддерживают и в Республиканском общественном объединении «Ветераны нефтегазового комплекса».
«Вклад Б. С. Сагингалиева в нефтяную отрасль республики бесценен! Считаю, что его заслуги должны быть высоко отмечены на государственном уровне. Тем более что, помимо 45-летия Тенгиза, 2024 год ознаменован еще одной значимой датой – 125 лет с начала добычи казахстанской нефти. В связи с этим необходимо возобновить рассмотрение вопроса о создании в Атырау Парка нефтяников», – говорит директор Атырауского филиала РОО «Ветераны нефтегазового комплекса» Максим Избасов.
Дело в том, что Атырау, хоть и носит неофициальный статус нефтяной столицы Казахстана, но он до сих пор не имеет четко выраженного символа либо масштабных архитектурных ансамблей, подчеркивающих историческую значимость региона в создании и развитии нефтяной индустрии. Если не считать единичных нефтяных качалок в разных уголках города и скромной Аллеи славы нефтяников, открытой в прошлом году стараниями АО «Эмбамунайгаз». Нет даже специализированного музея нефтяной отрасли. Вернее, музей есть – современный, интерактивный – однако недоступный для широких слоев населения, любой желающий посетить его не сможет, так как находится он в офисе того же ЭМГ.
Восполнить этот пробел поможет создание большого Парка нефтяников, где в информативных экспозициях и аллеях можно отразить всю историю возникновения и развития нефтяной промышленности страны, начиная с самого раннего периода и до наших дней. Где будут увековечены в камне Герои Социалистического Труда, лауреаты Государственных премий, заслуженные ветераны, такие как Сафи Утебаев, Жолдаскали Досмухамбетов, Булекбай Сагингалиев, Макаш и Нурлан Балгимбаевы, Куаныш Кудабаев и многие-многие другие. Где будут восстановлены совершенно забытые теперь имена героических женщин, которые во время Великой Отечественной войны заменили ушедших на фронт мужей и сыновей-нефтяников и не дали остановиться всей отрасли.
Надо сказать, что ветераны ратуют за создание такого парка аж с 2017 года, но дело так и не двинулось с мертвой точки, а все продолжается бумажная переписка с госорганами. А ведь парк может стать не просто достопримечательностью, центром притяжения жителей и гостей нашего города, но и его визитной карточкой, своеобразным историко-культурным кодом, связывающим прошлое и настоящее.
Остается надеяться, что руководство Атырауской области не останется в стороне и поддержит инициативы ветеранов нефтяной отрасли страны.