Сулейменова, Лаура. Как запускался Тенгиз // Нефтяной Эмбе – 100 лет, Архивные материалы АО «Эмбамунайгаз». – 6 мая, 2021.
Ровно 30 лет назад, 6 апреля 1991 года, состоялся исторический запуск комплексной технологической линии с первой нефтью с Тенгизского месторождения. Это событие стало итогом почти тридцати лет упорных поисковых работ эмбинских геологов-нефтяников на территории нынешнего Тенгиза. На момент открытия месторождения официально было признано, что нефтяные запасы Тенгиза составляют около 3 млрд тонн, а начальные извлекаемые – почти 1 млрд. За прошедшие 20 лет добыча нефти на месторождении выросла почти в 30 раз, а после запуска проекта по расширению третьей очереди, достигнет 39 млн. тонн в год.
Открытие Тенгиза
Несмотря на то, что добыча нефти на казахской земле иностранными нефтепромышленными обществами началась еще в конце 19- ого века, в масштабах Советского Союза, это были незначительные объемы. И только с открытием Тенгизского месторождения топливно-энергетический баланс Казахстана резко нарастил потенциал, а масштабы месторождения превысили даже самые смелые прогнозы.
История месторождения, сделавшего Казахстан одним из мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, получила развитие в 1971 году, когда руководить производственным объединением «Эмбанефть» приходит Булекбай Сагингалиевич Сагингалиев (1927-2009 гг.). Как вспоминал доктор технических наук, лауреат Государственной премии Казахстана, Булат Еламанов, в начале 70-х, с первого дня своего пребывания на посту генерального директора «Эмбанефти», Булекбай Сагингалиевич поставил коллективу задачу: «Так жить дальше нельзя. Нефтяная Эмба еще не сказала своего последнего слова. Будущее старой Эмбы в новой подсолевой нефти. И мы будем ее искать, несмотря ни на какие природные и бюрократические трудности».
Имея на руках обобщённую информацию и будучи уверенным в правильности сделанных выводов, группа специалистов объединения во главе с Б.С. Сагингалиевым отправилась в Москву, чтобы там, в министерстве, добиться полномасштабного финансирования геологоразведочных работ на перспективном месторождении.
Заслуженный геолог Республики Казахстан Орынгазы Исказиев, участник той знаменательной поездки в Москву, вспоминал: «На совещании у министра было много академиков, докторов наук, профессоров из различных НИИ Москвы и Ленинграда. Они усомнились в том, что на глубине 4000-5000 метров может быть нефть. «А если есть, то это конденсат или газ», – говорили они. Мы вступили в жаркий спор. Дискуссия шла 2 дня. Наконец, на третий день, мы смогли убедить всех, что нефть на Тенгизе есть. Это была наша победа. В Казахстан мы возвращались окрыленными».
В мае 1976 года объединение получило разрешение на проведение поисковых буровых работ. Но только спустя 3 года, во время испытания первой скважины, из-под земли вырвался мощнейший нефтяной фонтан, поставивший точку в долгих спорах и сомнениях, сопровождавших появление одного из крупнейших в мире месторождений. Уникальность Тенгиза заключалась ещё и в том, что нефть на нём добывалась из подсолевых отложений – с глубин, превышавших 4.000 м.
Окончательно судьба Тенгиза была решена в августе 1980 года, когда Булекбай Сагингалиев вновь поехал в Москву, где «добро» на все действия, связанные с завершающими работами на месторождении, он получил лично от Алексея Косыгина, возглавлявшего Совет Министров СССР.
Большая стройка
Спустя год, в 1981 году, по поручению Министерства нефтяной промышленности СССР специальным приказом производственного объединения «Эмбамунайгаз» в НГДУ «Кульсарынефтегаз» создается небольшая Тенгизская технологическая группа. Первым ее руководителем был назначен Нурлан Балгимбаев, а после его скорого ухода главным инженером в объединение «Актюбинскнефть», группу возглавил Булат Еламанов. Группа в составе главных технологов – Шамбая Уразалиева, Нурлана Саркытова, Бориса Васильева, Юрия Балдуева и операторов проводила испытательные работы на скважине №1 на площади Тенгизского месторождения под пристальным контролем руководства объединения «Эмбамунайгаз». Параллельно, в 1982 году, рядом с Тенгизом, в ходе разведочного бурения, была открыта еще одна мощная структура – Королевское месторождение.
Казахстанские нефтяники на Тенгизе впервые тогда столкнулись с высоким содержанием серы, ввиду чего пришлось закупать иностранное оборудование. В частности, из Канады были доставлены установка ПОРТО ТЕСТ и задвижки “Камерон”. По этой же причине, на уровне Миннефтепрома было принято решение провести международный тендер с участием специализированных компаний, имеющих опыт разработки нефтегазовых месторождений с высоким содержанием сероводорода. В результате тендера, в проектировании завода, кроме советских нефтяных институтов, участвовали компании LURGI из ФРГ, в разработке систем автоматизированного управления заводом и промыслом – канадские компании LAVALIN и французская LITVIN. Контракт на строительство завода получила венгерская компания «Ведьепсер».
Одновременно, в 1987 году началось строительство нового города нефтяников. Основной объем строительно-монтажных работ по освоению Тенгизского месторождения выполнял специально созданный трест «Прикаспийнефтегазстрой», включавший несколько строительных управлений разной специализации.
– Надо отдать должное проектировщикам и строителям: к апрелю 1991-го года Комплексная технологическая линия 1 была построена и прошла полный цикл пуско-наладки. Был построен современный газоперерабатывающий завод, способный очистить подсолевую нефть от агрессивных составляющих сероводорода и меркаптанов. Впервые в практике отечественной нефтяной промышленности, по-новому решался вопрос управления промыслом и заводом, заведенным в единый цикл с помощью специально разработанной автоматической системы управления на основе современных ЭВМ. У нас практически все было новейшее, и ко всему вполне оправданно применялся эпитет «впервые», – вспоминает экс-заместитель генерального директора ТОО “Тенгизшевройл” Ануарбек Джакиев.
Исторический запуск и приход Шеврона
По воспоминаниям очевидцев, перед запуском первой КТЛ рабочая группа безотрывно находилась на Тенгизе около месяца. Исторический запуск первой КТЛ состоялся 6 апреля 1991 года, когда главный технолог Борис Васильев и операторы Абдулхамит Артыгалиев и Гафур Аубакиров запустили скважину Т-8. К 18.00 часов вечера была запущена скважина 8, пройдена цепочка нефтесборной системы промысла, включая групповую замерную установку 15 – Центральный промысловый манифольд, Слаг-кетчер, и первая нефть наконец-то достигла завода. На заводской комплекс пошла сырая нефть для очистки от сероводорода и примесей. Состоялся пуск Тенгизского нефтегазового комплекса и началась промышленная добыча нефти на Тенгизе.