Байзаков, Тулеген. Первопроходец // Казахстанский аналитический журнал о нефти и газе. – Июнь 2017. #3 (105) – С. 63-67.
Историческими вехами зарождения нефтяной промышленности Казахстана являются даты, когда было обнаружено наличие нефти в урочище Карашунгул в 1899 году, установлены нефтеносность и началась добыча на месторождении Доссор в 1911 году и на месторождении Макат в 1915 году. Таким образом, старейшим нефтедобывающим объединением страны является «Эмбанефть», недавно отметившая свое 95-летие.
Наиболее полно история развития нефтяной Эмбы описана в книге «Нефтяная Эмба – Летопись вековой истории» Балгимбаева Макаша Балгимбаевича – бывшего главного геолога объединения «Эмбанефть», лауреата Гоударственной премии РК, которой он удостоен за открытие месторождения Тенгиз. В плеяде выдающихся руководителей объединения нельзя обойти вниманием фигуру еще одного первооткрывателя Тенгиза, руководителя «Эмбанефти» в период 1971-1986 гг., лауреата Государственной премии РК Сагингалиева Булекбая Сагингалиевича, которому в мае 2017 года исполнилось бы 90 лет.
Как создавалась нефтяная промышленность Казахстана? Архивные данные свидетельствуют, что в начале января 1920 года, после национализации, был избран фабрично-заводской комитет «Обьнефтеком». Весной «Обьнефтеком» был реорганизован во временное Управление нефтяными промыслами Урало-Эмбинского района. В 1922 году управление было реорганизовано в правление, а с 1 октября 1922 года – в правление государственного объединения (треста) Эмбинской нефтяной промышленности «Эмбанефть».
В отчете обзора деятельности Московского управления государственного объединения Эмбинской нефтяной промышленности «Эмбанефть» в период за январь-март 1923 года, хранящемся в архивных фондах Атырауской области, говорится, что «...тов. Смилгой, зам. председателя ВСНХ 27 января 1923 года утверждено временное Положение о Государственном Объединении Эмбинской Нефтяной промышленности «Эмбанефть», согласно коего начало действия Объединения «Эмбанефть» установлено с 1-го октября 1922 года». Согласно временного положения, в объединение включены нефтяные промыслы Урало-Эмбинского района, расположенные на северо-восточном побережье Каспийского моря, в пределах Астраханской, Актюбинской, Букеевской и Уральской губерний, а также два нефтеперабатывающих завода: Константиновский при ст. Константиновский завод, близ г.Ярославля, и Варинский завод имени 26-ти Бакинских комиссаров в г. Сормово, близ Нижнего Новгорода, вместе со всем относящимся к ним недвижимым и движимым имуществом, состоящим из нефтеносных и других земель, оборудования промыслов, нефтеперерабатывающих заводов, нефтепроводов, нефтескладов и подсобных к ним предприятий и построек, а также всего другого имущества, при них находящегося.
«Управление объединением принадлежит единолично начальнику объединения, имеющему местопребывание в г. Гурьеве, Уральской губернии, по месту нахождения правления объединения – каковым состоит Рувим Исаакович Фридман. В Москве, как и ранее, действует Московское управление объединения с заместителем начальника объединения во главе, коим является инженер С.И.Кузнецов. В ведении Московского управления находится непосредственное управление Константиновским и Варинским заводами…».
Чтобы ощутить, какая была обстановка в период, предшествующий образованию объединения, приведу выдержки из доклада председателя правления Управления нефтяными промыслами Урало-Эмбинского района Р.И.Фридмана на 4-ом Гурьевском уездном съезде советов, который проходил с 1 по 7 сентября 1922 г. (стилистика и орфография оригинала сохранены). «Задание, данное нам на 22-й год, выполняется. С мая месяца наблюдается подъем работы. До 1 августа мы добыли немного больше, чем предположено добыть, и к концу отчетного года надеемся добыть 100-110% задания.
Работа идет сносно. Наша задача – не только добыча нефти, необходимо возобновить вышки и новые бурения. К намеченной работе по бурению в нынешнем году не приступлено. Причина – отсутствие квалифицированных рабочих. Условия жизни на промыслах тяжелые, и пришедшие люди, не выдерживая климатических условий, уходят или заболевают. Сюда прибыли рабочие силы для заработка, но прибыв весной, осенью убывали. Наши же квалифицированные работники несколько застряли, но и они стремятся уйти. Они дорогой наговорили, что у нас очень плохо, плохо кормят, а потому встречные уехали в Баку.
Слева направо:
1. Ясавеев Г.Н., генеральный директор производственного объединения «Тенгизнефтегаз»;
2. Жарылгасов С., командир Гурьевского авиаотряда;
3. Бекбулатов Ш.Х., министр автодорог КазССР;
4. Макиевский Н.М., министр тяжелой промышленности КазССР;
5. Таскинбаев Е.Т., председатель Гурьевского обл. исполкома;
6. Топлов С.М., заместитель министра нефтяной промышленности СССР;
7. Мирошхин О.С., второй секретарь ЦК КПК;
8. Байзаков Т.Б., начальник Балыкшинского управления разведочного бурения ПО «Эмбанефть»;
9. Сагингалиев Б.С., генеральный директор ПО «Эмба- нефть»;
10. Желтиков О.И., заместитель председателя Госплана КазССР;
11. Кулибаев А.А., первый секретарь Гурьевско- го обкома партии;
12. Устинов В.Н., второй секретарь Гурьевского обкома партии
Я являюсь уполномоченным Совета труда и обороны по восстановлению нефтяных промыслов. Я застал промысла полуразрушенными, и по силе возможности сумел восстановить. Число скважин мы хотим довести до 60-ти. У нас в Гурьеве работает больше, чем на промыслах. Работа в Гурьеве подготовительная, сложная, трудная. Мы предполагаем напротив моста построить поселок, желаем перевести заводы с Ракуши, так как условия жизни там очень трудные: отсутствует пресная вода; вода там очень нездоровая. Воду берут туда из Астрахани. Вообще, во всех условиях оставление там заводов невозможно. Ежегодно приходится удлинять нефтепровода, ввиду вымеления берегов моря. Дальнейшее оставление нефтепровода на Ракуше становиться невыгодным. В течение 5 лет мы сумеем перевести заводы в Гурьев.
Мы все готовимся к этому. Для получения жженого кирпича мы построили кирпичный завод на 40 т. кирпича. Имеем много саманного кирпича. Но, к сожалению, бывшее наводнение принесло нам немало ущерба, разрушило кирпичный завод и много сырца. Мы построили новый кирпичный завод на 20 т. кирпича. Там же имеется лесоповал. Нам необходимо переселиться на ту сторону. Мы стесняем население и думаем поэтому построить поселок.
Для обеспечения рабочих у нас имеется огород. Для того, чтобы улучшить климатические условия на Доссоре, желали посеять там культуру. Для этой земельной работы и пригласили профессора Дубянского через наркомзем. И в недалеком будущем он будет здесь. Если это удастся, мы бы засажали Доссор растениями, остановили бы пески, и было бы удобно человеку жить на Доссоре. Вода там соленая, и люди не могут ею пользоваться. Туда мы воду возим. Думаем построить до Доссора узкоколейку, и наш представитель в Москве ведет переговоры с американцами; желаем сделать водопровод. Если у нас в России нет необходимых материалов, то есть за границей, а наша нефть там очень дорого ценится, на эту нефть можно за границей получить все. Эмбинская нефть дает очень важные смазочные продукты…».
Ознакомление с архивными данными и содержанием докладов первых руководителей и отчетов объединения за первые операционные годы работы после образования позволяет утверждать, что в нефтянке работали не случайные люди.
95-летие со дня образования «Эмбанефти» в нынешнем году совпало с 90-летним юбилеем самого яркого его руководителя Сагингалиева Булекбая Сагингалиевича, в бытность которого (с 1971 по 1985 годы) объединение добилось самых высоких показателей по годовому объему: добычи нефти в 1979 году – 4432 тысячи тонн; бурения в 1980 году – 181,2 тысячи метров проходки, в том числе по эксплуатационному бурению – 100,2 тысячи метров, а по разведочному – 81 тысяча метров проходки. Были открыты и введены в разработку 10 новых месторождений. Заметно улучшены социально-бытовые условия работников. Широкий разворот поисково-разведочного бурения на подсолевые отложения, инициатором которого и выступил Булекбай Сагингалиевич, привел к открытию в декабре 1979 года уникального, не имеющего аналогов в мире, месторождения Тенгиз.
Были построены тысячи квадратных метров жилья в городе и в нефтяных поселках. На берегу Урала, выше по течению, поднялся пос. Буровиков (ныне пос. Акжар), что позволило обеспечить доступ к благам цивилизации семьям работников, занятых в бурении и добыче. А сами работники смогли перейти к новому вахтово-экспедиционнному методу обслуживания буровых бригад и нефтяных месторождений.
Об этом незаурядном человеке, талантливом организаторе и профессионале в самом высоком значении этого слова, написано немало. Он после окончания в 1951 году Московского нефтяного института, до 1960 года прошел путь от помощника мастера, мастера нефтедобывающего участка до главного инженера ряда укрупненных нефтепромысловых управлений и начальника отдела добычи нефти и газа объединения «Казахстаннефть». А в 1960 году Б.Сагингалиев назначается начальником отдела нефтяной и газовой промышленности Казахского Совнархоза. В 1963 году – заместителем заведующего отделом тяжелой промышленнсти ЦК Компартии Казахстана; с 1969 года – заместитель начальника объединения «Казахстаннефть». С 1971 года по 1986 он возглавляет объединение «Эмбанефть».
В чем феномен Булекбая Сагингалиевича? Благодаря большому практическому опыту работы на нефтепромыслах и широкому кругозору, приобретенному в годы работы в центральном комитете КП Казахстана, он оказался, как нельзя кстати, на руководстве объединения «Эмбанефть», в начале 70-х годов прошлого столетия. Его мировоззрение, в силу его опыта, сильно отличалось от его окружения. Подходы к решению задач, выработанные им же, многим было трудно понять. И ему приходилось часто проводить совещания, которые иногда длилось по 10-12 часов. И на этих совещаниях, в основном, говорил он сам, детально объясняя то или иное свое видение решения проблемы.
Он не щадил себя и другим не давал пощады в целях достижения поставленной цели. Он сумел за короткий срок широко развернуть поисково-разведочные работы на всей территории Южно-Эмбинского региона. Именно по его инициативе на базе Прорвинской конторы бурения создаются: Балыкшинское управление разведочного бурения; новый трест «Эмбанефтегеофизика»; трест «Эмбанефтестрой»; управление технологического транспорта; управление производственно-технической комплектации и оборудования и т.д. Период, названный в годы перестройки застойным, для объединения был более чем успешным. И это все, благодаря Булекбаю Сагингалиевичу!
Я благодарен судьбе, что в начале моей производственной деятельности имел возможность участвовать в его совещаниях, внимать его речам о перспективе нашего региона. Особенно памятны его выездные производственные совещания, где на фоне буровых установок или промысла Буке говорил с таким упоением о подсолевой нефти, о мечте своей жизни, что окружающие, как будто завороженные, слушали его и представляли, как будет преображаться наш регион. О нем, наверно, лучше, чем бывший нарком и председатель Госплана СССР тов. Байбаков Н.К., не скажешь.
После поездки на месторождение Тенгиз в начале лета 1985 года он сказал о Буке буквально так: «Вы настоящий патриот, фанат своего дела. Человек, любящий свой народ, свою землю и гордящийся ее богатствами, должен быть таким, как вы» (Из статьи Булата Елеманова «Слово об учителе», газета «Казахстанская правда», 1997 г.). Другой его соратник, видный общественный деятель РК Саламат Мукашев в своей статье в газете «Егемен Казахстан» от 18.04.1997 г. писал: «Ғасыр жобасына жол салған, жылдар бойы жыр болатын игі істің бастаушысы, алыпты ашып еліміздің азығын молайта түскен мұнайшы, барлаушы, бұрғышы қаһармандардың алдыңғы шебінде болған бірінші азамат – Бөлекбай Сағынғали ұлы Сағынғалиев».
Об авторе. Тулеген Байзаков родился 9 мая 1944 года. Общий трудовой стаж в системе нефтяной промышленности – 55 лет. Из них 28 лет в системе ПО «Эмбанефть», где он прошел путь от бурового мастера до начальника Балыкшинского управления разведочного бурения. Работал начальником управления повышения нефтеотдачи пластов и капитального ремонта скважин и вице-президентом по бурению АО «Эмбамунайгаз». 11 лет возглавлял совместное предприятие «Матин». Контакты автора: tulegen.baizakov@gmail.com.